Недавние исследования древних писчебных досок из Нимруда, раскопанного некогда в сердце Ассирийской империи, открыли перед нами удивительные факты о материальной культуре и методах письма в 7 веке до нашей эры. Эти уникальные артефакты, датируемые именно этим периодом, сегодня считаются самыми ранними доказательствами применения воска в клинописном письме. Их желтоватая паста, составленная из пчелиного воска и аурипигмента — сульфида мышьяка, уже сама по себе является наглядным примером творческого подхода древних писцов к использованию доступных материалов.
Сохраненные под слоями истории, эти дощечки были найдены в 1950-х годах и стали настоящей археологической сенсацией. Они проливают свет на административные и научные практики Ассирийской империи. В результате разграбления города в 612 году до н. э. эти памятники попали в колодец, что помогло им выжить в регионах, где подобные деревянные артефакты крайне редки.
Древние доски, сделанные из орехового дерева, о которых идет речь, подтвердили свою значимость благодаря не только своей сохранившейся форме, но и тем образцам из слоновой кости, найденным вместе с ними. Этот уникальный контекст дает нам редкий взгляд на письменные традиции древнего Ирака.
Ранее проведенные анализы, осуществленные Х. Дж. Плендерлейтом, продемонстрировали, что основу воскового слоя составил как раз пчелиный воск с добавками аурипигмента в количестве около 25%. Однако, как показали нынешние исследования, вопрос о технологии применения этих материалов оставался открытым из-за недостаточной документации.
Совсем недавно, благодаря работам, опубликованным в Journal of Archaeological Science, на свет вышли новые данные. Исследования, выполненные в Британском музее, применили современное оборудование — инфракрасную спектроскопию с преобразованием Фурье (FTIR) и газовую хроматографию с квадрупольной времяпролетной масс-спектрометрией (GC-QToF-MS). Эти методы позволили подтвердить, что основным компонентом желтой пасты был именно пчелиный воск с аурипигментом, без каких-либо органических добавок. Это не только подтверждает ранее высказанные гипотезы, но и уточняет представление о материалах, которые использовали древние писцы.
Любопытно, что в процессе анализа также были найдены следы сажи, что наводит на мысль о том, что практика добавления сажи или золы в состав воска для создания писчебных досок может иметь гораздо более глубокие корни, чем ранее считалось. Это открытие поднимает вопрос о том, какое влияние могли оказать методики, используемые в Ближнем Востоке, на позже возникшие техники в Греции и Риме, где аналогичные материалы использовались для создания писчебных поверхностей.
Кроме того, использование грецкого ореха для производства досок свидетельствует о том, что древние мастера активно использовали местные ресурсы. Принадлежность этого дерева к Юго-Западной Азии указывает на то, что писцы адаптировались к своему окружению, выбирая те материалы, которые были наиболее доступны.
Открытие, сделанное в ходе данного исследования, не просто подчеркивает технические аспекты письма в древности. Оно играет значительную роль в более широком контексте месопотамских древностей. Изученные образцы планируется использовать в будущих выставках Британского музея, а также для сравнительного изучения с другими письменными дощечками, найденными в различных культурах, таких как Анатолия, Левант и Египет.
Важность использования современных методов анализа в исследовании исторических артефактов сложно переоценить. Они открывают новые горизонты и позволяют уточнить уже известные данные. Изучение этих досок продолжается, предоставляя ученым уникальные возможности для исследования культурного и исторического значения письменных практик в древнем мире, что в итоге помогает глубже понять генезис человеческого общения и документирования во времени.
Таким образом, пересмотр писчебных досок из Нимруда не только обогатил наш багаж знаний о материалах этих артефактов, но и открыл возможности для дальнейших исследований, связанных с аналогичными практиками в разных древних культурах. Это продолжающееся исследование позволяет нам более глубоко контекстуализировать эти памятники Месопотамии, а также создавать новые и интересные нарративы для будущих экспозиций, чтобы наследие древних писцов оставалось живым и подлинно оцененным в нашем времени.