
На живописных берегах озера Йовеси, расположенного в Ристиине, Финляндия, были обнаружены интереснейшие наскальные рисунки, которые без сомнений могут кардинально изменить наше понимание древнего искусства. Задумайтесь на мгновение: огромный лось, написанный красной охрой, наблюдает за миром уже на протяжении 5000 лет! Он — часть самой крупной известной коллекции наскального искусства в Северной Европе, известных как Астувансалми. Но на этом открытия не заканчиваются. Современные технологии визуализации обещают раскрыть ещё больше загадок, скрытых под пленками времени, мха и выветрившегося камня.
На данный момент в Астувансалми было известно около 80 наскальных рисунков. Однако результаты нового исследования, проводимого Школой компьютерных наук при Университете Восточной Финляндии, показывают, что массив искусств может скрывать намного больше, чем предполагается. Тут уже можно говорить об настоящей революции в археологии с применением высоких технологий!
"Мы находимся здесь три часа и уже обнаружили три новых потенциальных фигуры," — делится впечатлениями координатор проекта Вейкко Миеттинен. "Мы используем совершенно новые методы визуализации, которые еще несколько лет назад не существовали!"
Ключ к открытию этих сокровищ заключается в гиперспектральных камерах, которые могут различать самые тонкие вариации красных пигментов на поверхности камня. Это позволяет определять возраст и химический состав красителей, которые использовались древними художниками. Представьте: в камне можно увидеть множество оттенков красного, что указывает на разнообразие красочных смесей, использовавшихся в древних рисунках.
"Работая с гиперспектральными изображениями, мы можем вычленять эти оттенки и определять, сколько разных пигментов было применено," — поясняет Миеттинен. "Это вычислительная наука, непосредственно применяемая в археологии!"
Команда исследователей использует несколько технологий для документирования уникального памятника. Сначала выполняется панорамная съемка с помощью GigaPan, затем трехмерная сканировка с помощью Matterport и специальной системы из трех камер, установленных на выдвижной штанге.
Все визуальные данные передаются на облачные серверы прямо с места раскопок, что формирует цифровой двойник скальной поверхности Астувансалми. Эта высококачественная модель позволяет детально изучить каждую линию рисунков и сохранять их в цифровом формате для будущих поколений.
"Раньше камеры могли фиксировать только три цветовых канала," — говорит специалист по 3D-моделированию Рами Саарикорпи из компании 360Finland. "Сегодня гиперспектральные сканеры могут регистрировать сотни длин волн, позволяя нам получить детализированные изображения пигментов и самой поверхности горных пород."
Кроме того, используя технологию 3D-визуализации с помощью гауссовых брызг, команда создаёт точную трехмерную модель участка. Она позволяет определить расположение следов пигмента на камне.
В этом проекте не обошлось и без научного подхода. Искусственный интеллект занимательный предмет. Доктор Дмитрий Семенов, отвечающий за исследования, объясняет, как нейронные сети обучаются распознавать паттерны на изображениях.
"Машинное обучение дает нам возможность выявлять закономерн ости и, возможно, даже определять 'почерк' отдельных художников," — утверждает Семенов. "Мы можем сопоставлять мотивы из Астувансалми с образцами из других известных мест, как, например, Альта в Норвегии."
Однако эксперты настоятельно призывают к осторожности. Профессор Киммо Катаяла из Университета Восточной Финляндии предупреждает, что изображения могут отражать разные культурные традиции.
"Если ИИ обучается на данных из одного региона, он может неверно интерпретировать изображения из другого," — говорит он. "Наскальные рисунки и резьба принадлежат совершенно разным культурам и временам. Алгоритмы могут быть полезны, но их следует использовать с умом!"
Износ от воздействия ветра, мороза и водной эрозии продолжает угрожать этим несравненно ценным историческим изображениям. Именно поэтому крайне важно создать полную цифровую копию.
"Изношенные изображения могут не сохраниться еще тысячу лет," — подчеркивает Семенов. "Цифровка делает их доступными для всех, а не только для тех, кто имеет возможность лично посетить это место."
Так, виртуальная реконструкция уже охватывает музейную аудиторию по всему миру. В Мурманском областном краеведческом музее (Россия) посетители исследуют подводный мир с помощью VR-гарнитур, оставляя цифровые отпечатки своих рук в виртуальном пространстве. Так же, как их предки делали это на древних каменных стенах.
"Эта же технология позволяет переносить настоящие наскальные рисунки в музеи," — отмечает Семенов. "Посетители смогут прогуляться виртуально по скале Астувансалми и увидеть каждую картину в её ненадлженном контексте."
На протяжении тысячелетий люди оставляли свои следы на камне — от изображений лосей и лебедей финских охотников-собирателей до резных фигур китов и людей на берегах Белого моря. Каждый из них — это история самоидентификации, веры и связи с окружающей природой.
Теперь, благодаря синергии археологии, компьютерных наук и искусственного интеллекта, эти древние голоса вновь становятся слы шны — пиксель за пикселем, спектр за спектром.
Исследования Астувансалми далеки от завершения. Возможно, под поверхностью мха и обветренными скалами еще скрываются новые образы, и их открытие станет связанием глубокого прошлого с цифровой эпохой.
Комментарии 0