
Атомный подводный газовоз: увлекательная реальность или всего лишь мечта? ⚓️💡
В мире технологий и инженерии инновации порой вдохновляют. Одной из таких идей стал проект атомного подводного газовоза, который с недавнего времени вновь попал в центр внимания. Но стоит ли нам верить в возможность его создания? Давайте разберемся! 🤔
Идея коммерчески viable подводного судна уходит своими корнями в Первую Мировую войну. С тех пор прошло огромное количество времени, однако проекты таких подводок заметно менялись и эволюционировали. 💭
Первыми значимыми шагами к созданию атомного подводного танкера стал проект, разработанный в 60-х годах XX века. Аванпроект, известный как 681, был спроектирован в ЦКБ-57 под руководством главного конструктора М. В. Псарёва. Эта подлодка предназначалась для транспортировки 30 тысяч тонн груза, и большинство данных о ней являются лишь отголосками давно минувших лет. ⚙️

Аванпроект 681
Далее, в 1973 году, начался более масштабный проект — 927, разработанный ЦКБ «Волна». В отличие от своего предшественника, проект 927 имел несколько модификаций: от трёх до пяти прочных корпусов, объединённых единым лёгким корпусом. Это способствовало улучшению транспорта жидких грузов, например, таких как соляр и смазочное масло. Во многом этот проект был разработан для обеспечения ВМФ во время длительных операций вдали от баз. 🛳️

Проект 927
Однако совсем не давно, 7 октября, президент Курчатовского института Михаил Ковальчук озвучил амбициозные планы по созданию атомного подводного газовоза, отмечая, что инициатива поддерживается президентом и правительством России. В его словах — достаточно много оптимизма и надежды на успешную реализацию.
Проектирование нового атомного подводного танкера было поручено Конструкторскому Бюро «Малахит». Длина нового судна должна составить 360 метров, а ширина — 70 метров. Грузоподъемность заявлена в 170-180 тысяч кубических метров, а осадка — 12-13 метров. 🍃
Честно говоря, это действительно амбициозный проект. Для обеспечения скорости под льдом на уровне 17 узлов планируется использовать три ядерных реактора «Ритм-200», которые обеспечат мощность около 90 МВт. Это определяет новый уровень возможностей подводных газовозов. Однако, зададимся вопросом: а насколько экономически оправданным будет такое начинание? 🤨

Под воду придётся погрузить что-то раза в три бо льшего водоизмещения...
Как бы ни была амбициозна идея, в ней имеется много сомнительных моментов. Традиционно сжиженный природный газ весит в два раза меньше, чем вода — 430–470 килограмм на кубометр. Чтобы погрузить 170-180 тысяч кубометров сжиженного газа, потребуется принять на борт больше 340-360 тысяч тонн воды. ⛴️💧
И не забудем о помещениях для экипажа — даже самый минимальный состав должен быть не менее 20 человек. Проецируя все эти параметры, мы приходим к подводному атомоходу водоизмещением около полумиллиона тонн. Для сравнения, самая большая когда-либо построенная атомная подлодка проекта 941 «Акула» имеет водоизмещение всего лишь 42 тысячи тонн. 🐋

Слайд из презентации КБ «Малахит»
Самые крупные судна в мире, такие как «Пайониринг спирит» с водоизмещением 1 миллион тонн, не могут погружаться. И здесь стоит вопрос: какова реальная экономическая целесообразность атомного подводного газовоза? 🤔
Наверняка, сложности добавляет использование
Комментарии 0