Кажется, что мы живем в эпоху науки и просвещения, где каждый вопрос может быть подвергнут анализу и обоснованию. Глядя на древние цивилизации, которые строили пирамиды и приносили жертвы под взор угнетенных богов, порой возникает чувство снисходительности: «Вот как они были невежественны!» Но давайте спросим себя: неужели мы кардинально отличаемся от них? Если бы потомки из далекого будущего наблюдали за нашим временем, они бы не сочли нас столь же суеверными, верящими в невидимые силы и абстрактные догмы?
Древние люди представляли себе Солнце как бога, который проносится по небу на колеснице. Хотя это звучит наивно, они видели его влияние и, как следствие, создали миф. В нашем времени научная картина мира имеет свои мифы: например, теория Большого Взрыва. Открывая множество возможностей, эта гипотеза утверждает, что вселенная возникла из сингулярной точки. Но кто из нас на самом деле наблюдал этот взрыв? Ни один из нас не может воспроизвести его в лаборатории.
На протяжении веков вера в такие концепции, как материя и энергия, была основана на авторитетах и анализе. Для будущего исследователя, возможно, вера в Большой Взрыв будет выглядеть так же, как сегодня для нас представляется миф о мире, лежащем на спине слонов и черепах. Это парадигма, которую приняло большинство, не имея возможности самостоятельно проверить все архитектурные доказательства.
С новым поколением мифов пришли и новые боги. Научная физика основана на существовании тёмной материи и тёмной энергии, которые никому не удалось зафиксировать. Мы видим только их «сигналы» в виде гравитации и ускорения расширения вселенной. Так что же это такое? Ответ мы пока не знаем. Мы именуем то, что не можем понять, не иначе как загадочными терминами, подобно тому, как наши предки называли бурю именами богов, чтобы объяснить непонятное. Около 95% нашей космологии составляют сущности, которых мы не можем явно углядеть. Разве это не является одним из высших уровней суеверия — строить целую модель вселенной на невидимых концепциях, которым просто нужно верить?
В апробировании нового знания в нашем обществе учёные взяли на себя роль древних жрецов. Их авторитет основывается на данных, полученных с ускорителей частиц и космических телескопов. Однако их научный язык, наполненный формулами и терминами, порой остаётся недоступным для обычного человека, так же, как латынь была трудна для понимания простых людей в Средние века. Мы доверяем их словам и выводам, не имея возможности проверить их самостоятельно. Верим в бозоны и лептоны, как когда-то наши предки верили в святую благодать.
Итак, в чем же отличие между древними мифами и современными научными концепциями? Древний миф - это целостный способ объяснения происходящего. Он отвечал на важные вопросы: «Почему так происходит?» и «Зачем это нужно?» Солнце светит, потому что этого хочет бог Гелиос. В свою очередь, научный миф является фальсифицируемым, что означает, что он готов быть опровергнут, когда появятся новые факты. Это и есть принципиальная разница между ними.
Тем не менее, для большинства людей обе системы представляют собой принятие не совсем понятной и невидимой реальности, озвученной авторитетными личностями. Поэтому вопрос остается открытым: действительно ли мы ушли далеко от тех, кто создал свои мифы в грозу и бурю?
Итак, мы показали, что в значительной степени не изменились? Частично — да, изменилось обоснование. Мы заменили древние божества на тёмную материю и новый взгляд на реальность, а героев прошлого — на теорию струн и других научных абстракций. Наша сила заключается не в том, что мы отвергли невидимое, а в том, что мы создали систему, позволяющую подвергать веру сомнению, проверять и, в конечном итоге, улучшать её.
Мы все ещё стоим в нашей «пещере», глядя на тени, лишь слегка отличающиеся от тех, что видел наш предшественник. Но мы прилагаем усилия, чтобы разобрать и ощутить свет — источник этих теней. Это не концовка, а начало, и, может быть, именно эта невидимая вера и движет нас вперёд, толкая к поиску неясного.
Комментарии 0