Задумывались ли вы, почему богиня Ашера была удалена из Библии? Этот вопрос ведет нас к захватывающей истории, переплетенной с зарождением иудаизма, его уникальными верованиями и множеством невидимых нитей, связывающих его с более ранними религиями!
Когда еврейские писцы и их предшественники, такие как Ездра, в V веке до нашей эры, начали работу над Торой (или Пятикнижием), они фактически закладывали основы новой веры, заимствуя идеи из более ранних монотеистических учений, таких как зороастризм. Это было время, когда концепция единого бога только начала укрепляться.
Однако что же получилось на выходе? Из священного текста были удалены множество языческих богов, в том числе Ашера, богиня, символизировавшая плодородие и сексуальность. Её присутствие в мифологии противоречило новому монотеистическому обществу, где верховный бог Яхве не мог иметь супругу — это бы создало впечатление о множестве божеств, что было неприемлемо для новой религии.
Процесс создания монотеистической религии был сложным и многогранным. Решения о том, какие божества оставить, а какие исключить, были в руках фигур, которые планомерно устраняли из Торы элементы политеизма.
При внимательном изучении ханаанской мифологии можно увидеть, что Яхве имел различные родословные линии:
Если бы Ашера оставалась в священных текстах, это противоречило бы попыткам еврейских писцов создать чисто монотеистическую традицию. Однако даже в оставшихся священных текстах Ветхого Завета можно заметить отголоски этого политеистического наследия!
Интересно, что даже с удалением Ашеры, некоторые отрывки продолжают намекать на политеистическое прошлое иудаизма. Вот несколько самых ярких примеров:
Ашера, как божество, была поглощена постоянными попытками создать иудейскую идентичность, основанную на монотеизме. Её внезапное исчезновение из священных текстов — это символ борьбы между верованием в одного бога и памятью о множестве божеств, которые некогда наполняли древнюю землю.
Тем не менее, следы Ашеры дожили в археологических находках, таких как фигурки и письменные надписи, свидетельствующие о чуть более сложном и многогранном понимании истории и веры. Это напоминание о том, как многообразие религий и мифологий формировало наше представление о божественном.
Почему могли бы мы забыть о ней? Может быть, потому что иногда удобнее верить в одно, чем в множество?