ProtoPlex.Ru

Тайны морской авиации: Какой курс у Северного флота?

28 октября 2025 г. в 23:14👁️ 26💬 0

Морская авиация Краснознаменного Северного флота. Есть ли свет в конце тоннеля?

Как уже упоминалось, в своих размышлениях о будущих перспективах подводных и надводных сил Краснознаменного Северного флота (КСФ), настало время взглянуть на его воздушные силы. Морская авиация КСФ включает в себя целых четыре авиаполка:

  1. 279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова.
  2. 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк.
  3. 403-й отдельный смешанный авиационный полк.
  4. 830-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк.

Несмотря на отсутствие точных данных о вооружении этих полков, зная информацию из открытых источников, можно составить общее представление о их состоянии.

Многофункциональные истребители (МФИ)

В настоящее время морская авиация КСФ располагает тремя основными типами многофункциональных истребителей. Самыми «старыми» из них являются Су-33. Однако нельзя не отметить, что эти боевые машины настолько устарели, что их современный вид не способен соответствовать требованиям своего времени. Су-33 — это по сути морская версия Су-27 ранних серий, но с учетом специфики палубной авиации. В результате, возможности для модернизации оказались весьма ограниченными. На данный момент в строю осталось около 17 Су-33, и возможно, их число продолжает сокращаться.

Но даже оставшиеся экземпляры были подвергнуты модернизации до комплектации Су-33М. Однако от этих обновлений нельзя ждать много — самолеты получили новые двигатели, более современные системы предупреждения об облучении и некоторую модернизацию бортового навигационного комплекса. Но, даже при наличи модификации, Су-33 не может выполнять задачи по завоеванию господства в воздухе.

Су-33 отремонтированный и модернизированный

Тем не менее, есть и более современные решения — Су-30СМ/СМ2. Этот самолет, хоть и не является вершиной научно-технического прогресса, все же способен выполнять широкий спектр боевых задач и уничтожать противника как в воздухе, так и на суше. Что особенно радует — Су-30СМ подвергается модернизации до уровня Су-30СМ2, меняются двигатели и элементы бортового оборудования.

Однако стоит упомянуть, что для КСФ количество таких машин было крайне ограничено. По различным данным, за годы с 2012 по 2018 было поставлено всего 22 Су-30СМ — и это на все флоты! В 2018 году производство приостановили, однако в 2020 году был заключен контракт на поставку 21 Су-30СМ2, что, хоть и радует, всё же весьма незначительное количество.

Су-30СМ2 морской авиации, но, к сожалению, не знаю, какого именно флота

Известно, что 279-й полк может располагать 8-12 Су-30СМ и 17 Су-33М, тогда как в 100-м полку могут быть 19 МиГ-29КР и 3 МиГ-29КУБР. В итоге, на оба полка в наличии всего 30-34 многофункциональных истребителей, что, согласитесь, не слишком много.

Базовая и противолодочная авиация

Как видно, ситуация не радует. Что уж говорить о противолодочной авиации! Дальний противолодочный самолет Ту-142, который был принят на вооружение более 40 лет назад, все еще находится на службе. ВКС располагают 27 Ту-142, из которых 10 являются самолётами-ретрансляторами ядерных сил. Каждый из оставшихся Ту-142 тоже требует модернизации, однако данные о проведении работы явно не оптимистичны. Нету ни кардинальных улучшений в области поискового оборудования, ни изменения бортового вооружения на современные модели.

Ту-142МК Северного флота после ремонта

По предварительным данным, у КСФ не более 8-9 Ту-142 на вооружении. Даже в условиях тех модернизаций, котрые были анонсированы, нельзя ожидать, что эти машины станут конкурентоспособными противниками для современных аналогов.

Далее у нас идет Ил-38Н. Хотя этот самолет также может выполнять задачи, ни одна из существующих модификаций не соответствует современным требованиям. Кроме того, количество Ил-38Н стабильно уменьшается, так как авиация продолжает терять доступные ресурсы. Вроде бы планировалось модернизировать 28 самолетов, но их количество не превышает 3-6 единиц, по слухам.

Ил-38Н

Вертолеты

А что же с вертолетами? В составе морской авиации многострадального КСФ находятся Ка-31 и Ка-27, но в настоящее время эта ситуация также оставляет желать лучшего. Общее количество Ка-27 оценивается в 70-80 единиц, и они постепенно становятся совершенно устаревшими. Модернизация до уровня Ка-27М должна была провести смену устаревшего оборудования на современные системы, но неясно, сколько именно вертолетов удалось модернизировать и сколько осталось.

Ка-27М в Ейске

Перспективы морской авиации КСФ на 2035-2040 гг.

Нельзя сказать, что есть свет в конце тоннеля. Вопрос интеграции авиации и флота в РФ до сих пор стоит на паузе, так как морская авиация фактически остается игнорируемой. Авиация на флоте должна стать основным ударным средством, но на данный момент выглядит как дополнительная и второстепенная структура.

При анализе (по оптимистичным прогнозам) можно ожидать, что к 2040 году флот получит пару десятков Су-30СМ2. Однако кто бы ни глянул на ситуацию с поставками, становится понятно, что ожидания скорее разочаруют. В итоге на вооружении КСФ особо ничего не изменится. На горизонте не видно потенциальной перспективы новых поставок противолодочных и многофункциональных самолетов.

Если не произойдут кардинальные изменения, то к 2040 году боеспособность морской авиации Краснознаменного Северного флота будет оставлять желать лучшего:

  • Многофункциональные истребители: 46 ед.
  • Современные противолодочные самолеты: 0 ед.
  • Устаревшие противолодочные самолеты: 16-24 ед.
  • Противолодочные вертолеты: 10-24 ед.

Таким образом, на горизонте не видно того, что могло бы существенно улучшить ситуацию в КСФ. Несмотря на необходимость и актуальность, будущее морской авиации КСФ выглядит не слишком радужно.

Обсуждение

Комментарии 0

Комментариев пока нет
Войдите, чтобы оставить комментарий