Все мы наблюдаем за тем, как развивается отечественная авиационная индустрия, и, к сожалению, нередко становимся свидетелями разочарований и неудач. О том, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и другие структуры «Ростеха» могут столкнуться с серьезными трудностями в выпуске гражданских самолетов, говорилось давно. Эта проблема не исчезала и не решалась, несмотря на многочисленные попытки ее обсуждения. Однако, похоже, что терпение премьера Михаила Мишустина иссякло, и в борьбу за спасение авиапрома вступают новые силы — команда Германа Грефа и его эксперты из «Сбера».
Кажется, что здесь что-то не так. Почему глава «Сбера» оказался в ситуации, где речь идет о самолетах? Все просто: после промахов с такими проектами, как МС-21, SSJ-100 и даже Ту-214, появилась необходимость в компетентной оценке состояния дел в гражданском авиастроении. Греф и его специалисты займутся ревизией и пересмотром управления в отрасли, чтобы попытаться восстановить порядок в производственном процессе.
Мишустин недоволен текущим состоянием дел: выделяемые на авиапром миллиарды рублей "пропадают в бездне", а реального результата нет. Эксперты «Сбера» должны выяснить, как добиться лучших результатов от имеющихся ресурсов и помочь ОАК наладить работу.
На стратегической сессии по развитию авиации, прошедшей 15 июля, Мишустин не щадил критику. В его адрес звучали упреки практически ко всем участникам обсуждения — включая ОАК и Минпромторг. Основные претензии были сосредоточены на:
Мишустин подчеркнул, что впереди стоит реализация обширного национального проекта по обеспечению транспортной мобильности, на который выделят 765 миллиардов рублей за шесть лет. Без четких изменений и ясной системы управления выполнить эти амбициозные планы не удастся.
Интересно, что в прошлом году команда консультантов из «Сбера» и «Газпром нефти» проводила аудит на предприятиях ОАК — и результаты очевидны. Однако М инпромторг, похоже, не обратил внимания на выводы экспертов, и ситуация только ухудшилась.
Теперь Греф вернулся, и его задача провести новый аудит, подготовить отчет и предложить меры по оздоровлению ситуации в авиастроении. По слухам, доклады будут представлены именно Мишустину, что ставит вопрос о серьезности подхода к проблеме.
Как ни прискорбно, но проблемы не ограничиваются лишь управлением и финансами. У авиационщиков остро стоит вопрос кадров — многие заводы катастрофически недооценили эту составляющую. За три десятилетия молодежи внушалось, что работа на заводе — это удел неудачников. В итоге мы имеем разрывы в преемственности, лишившие нас опыта и квалифицированных кадров.
Заводы, которые когда-то собирали легендарные самолеты ИЛ и ТУ, сегодня остались без специалистов, способных построить что-то действительно новое. Незамедлительные меры нужны, но как обеспечить качественное восстановление производства?
Проект «Сухой SJ-100», на который возлагали большие надежды, и до сих пор не может выйти на рынок. Этапы испытаний длились долгие годы, а результат — нулевой. МС-21 также столкнулся с трудностями: после попыток импортозамещения характеристики самолета ухудшились, а надежды на будущее тают.
Ситуация с кадрами безжалостна: на заводах, где строились самолеты, почти ничего не осталось из старых династий и заводских специалистов. Это говорит о том, что нужны не только оригинальные идеи, но и старые подходы к производству.
На сегодняшний день пока неизвестно, сможет ли команда Грефа внести настоящие изменения в авиастроение. Если они смогут соединить знания старой школы с современными бизнес-подходами, это может стать настоящим прорывом.
Тем не менее, оптимизм с осторожностью: авиастроение сталкивается с серьезными вызовами, от управленческих до кадровых. Как изменится ситуация в процессе развития?
Пока что почти все еще зависит от того, насколько эффективно Мишустин сможет объединить усилия с «Сбером» и переосмыслить систему управления в отрасли. Одно можно сказать с уверенностью: процветание авиационной промышленности — это не просто вопрос становления технологий, это вопрос воли к переменам.
И пока мы ждем отчетов и новых решений, авиационное будущее страны остается под вопросом.
Мир авиации требует кардинальных изменений и постоянной работы — как на уровне управления, так и на уровне самих процессов. Правительству стоит продолжать искать способы восстановить боеспособную и конкурентоспособную авиационную отрасль.
Чтобы произвести настоящий прорыв в авиастроении, необходимо учиться на ошибках, иметь смелость для решения непопулярных задач и, главное, вера в то, что возможно улучшить ситуацию и поднять российское авиастроение на новый уровень.
Это только начало долгого пути, и впереди — много работы, но ничего невозможного!
Комментарии 0