Взлетаем к свежим новостям из США! 🚁 Командование армии этой страны обсуждает планы по сокращению своего вертолетного парка. Причина проста: изучение применения вертолетов в российско-украинском конфликте. Насколько именно сократится их количество – пока неизвестно, но об этом уже обсуждают в США, и звучит это весьма тревожно.
На самом деле, вся эта история началась не сегодня. Напротив, многие эксперты в США бодро вспоминают события двухтысячных, когда была прекращена программа вертолета «Команч».
Сентябрь 2005 года: закат армейской авиации? 💔
Многие специалисты считают данный месяц отправной точкой упадка армейской авиации. Именно тогда была официально остановлена программа LHX (Light Helicopter Experimental), а вместе с ней и мечты о создании революционного вертолета Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche. Эти две компании потратили немалые ресурсы на разработку футуристической машины, которая обещала высокую скорость и невидимость для радаров. В свою очередь, армия была готова закупить более тысячи таких вертолетов. Ведь концепция вертолета уже стала неотъемлемой частью сухопутных сил и корпуса морской пехоты США. А с появлением «Команча» казалось, что возможности армии выйдут на совершенно новый уровень!
Безусловно, у этой истории есть свои нюансы. Вертолет «Команч» оказался поистине легендарным, и своё имя он вписал в историю армейской авиации, однако не совсем привычным образом. Всего было выпущено два экземпляра вертолета, а его стоимость состави ла целых 4 миллиарда долларов за каждый! 😲 Для сравнения: за эти деньги можно было бы создать полноценный эсминец.
На самом деле, так случилось, что «Команч» остался без боевых действий и рекордов. Он стал символом бездарно потраченных денег. Поэтому никто не удивляется, что о нем молчат все эти 20 лет: вертолет с ценой эсминца – это уже перебор, даже для США.
Некоторые могут упрекнуть специалистов Boeing и Sikorsky, но стоит помнить: эти компании создали множество успешных машин. Да и трудно сказать, каким было бы вертолетостроение без вклада Сикорского. Однако следует учитывать, что армия США сама не до конца понимала, чего хотела. Давайте взглянем на требования: необходимо было создать вертолет-невидимку, который бы летал на скорости более 400 км/ч и мог нести 20-мм пушку с ракетами, включающими «Хеллфайры». Другими словами, заказ был колоссальным и амбициозным. Как итог: после двух десятков лет разработок и восьми миллиардов долларов мы получили двоих недовольных с ухудшенными характеристиками.
Каждый желающий анализировать, немудрено, какой была эта эпоха. «Команч» поразил всех своей малозаметностью! Чтобы это понять, стоит отметить, что его начали разрабатывать в 90-х. Инженеры тогда старались на все сто: обтекаемая форма, специальное покрытие, убираемая пушка и много других наворотов. В итоге, «Команч» стал менее заметным, чем Апач! Но вот проблема в том, что когда он был представлен, многие в Пентагоне задались вопросом: "А зачем это вообще нужно?"
Пентагон уже имел рабочую лошадку — вертолет «Апач», который отлично выполнял свои задачи и был значительно дешевле. Конечно, «Команч» смог бы работать вместе с Апачем в паре, но в конечном итоге концепция, основывающаяся на новых технологиях и возможностях, оказалась слишком амбициозной. В результате, «Команч» не был принят на вооружение, хотя на его разработку ушло более 20 лет.
Как это бывает со многими новыми идеями: разрабатываются спрос и финансирование, но на выходе почти ничего не остается. Проект Comanche стал символом вооруженных бюджетных мегапроектов, от которых не осталось практически ничего. После же было создано ещё несколько проектов легких ударных вертолетов, но многие из них также не стали серийными. В Америке это стало нормой: если вы хотите жить, вам придется найти средства на уникальные проекты, даже если они не востребованы на практике.
Вот и теперь командование армии США по всей видимости решило отказаться от дальнейших инвестиций в вертолеты. Поскольку вместе с изменением характера современных конфликтов наступает реорганизация армии и её авиации, вертолетам угрожает сокращение бюджета. Примечательно, что уже сегодня многие говорят о пересмотре финансирования не в пользу армейской авиации.
В мае 2025 года начались разговоры о сокращении одной эскадрильи в каждой бригаде армейской авиации. Итак, в армии США сейчас 13 бригад армейской авиации, в Национальной гвардии еще 12 и еще две в резерве. Это значит, что в общей сложности, под удар попадает до 27 эскадрилей вертолетов. Напоминаем, что каждая вертолетная бригада состоит из двух эскадрилий.
Появилась информация о намерении распродажа высвобожденных UH-60 и AH-64. Более того, в обеих резервных экспедиционных бригадах будут расформированы вертолетные подразделения, и это значит, что на аукционы выйдут более пятисот вертолетов! И, конечно, они найдут своих покупателей. Что же подтолкнуло командование к таким шагам? 🤔
Специалисты НАТО очень внимательно анализируют происходящие события на Украине и формируют соответствующие отчеты и рекомендации. Потери вертолетов в ходе выполнения боевых задач стали весомым доводом для сомнений в их жизнеспособности в будущих конфликтах. Возникает вопрос: действительно ли высокомобильный, пилотируемый вертолет имеет преимущество на современном поле боя перед дронов?
Комментарии 0