Недавно снова заговорили о «лимузинной дипломатии», когда два мировых лидера, Владимир Путин и Нарендра Моди, прокатились вдоль улиц в шоуруме российской мощи. Но и разговоры не только о роскоши. После встречи начались серьезные обсуждения, связанные с возможностью производства самого современного истребителя – Су-57 – в самой Индии.
Как выясняется, несмотря на некоторые споры и дебаты, индийцы действительно интересуются применением Су-57. Между прочим, мы наблюдали, как пакистанские МиГ-21, обновленные с китайскими ракетами и новой авионикой, выдавали «Рафалям» жару. Индийские ВВС остались бездоказанными, и поговаривали, что потери могут серьезно повлиять на будущее их авиации.
И вот, после неофициальных переговоров, в «Рособоронэкспорт» прилетел запрос от Индии. Они хотят узнать, какие объемы инвестиций понадобятся для запуска серийного производства Су-57 на одном из заводов в штате Махараштра.
Пригласим вспомнить, что был проект FGFA, или Fifth-Generation Fighter Aircraft. Изначально планировалось, что это будет совместная разработка с индийской компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) на основе российского истребителя. Такой подход уже доказал свою эффективность на примере Су-30МКИ, когда индийская сторона взяла на себя часть работ и финансирования, а доля HAL составила не менее 25% в проекте.
Однако в 2018 году Индия вышла из проекта FGFA, недовольная качеством истребителя. В результате закупили «Рафаль», который выглядел не только лучше, но и намного перспективнее, чем Су-57.
Теперь же обсуждение вновь зашло на пути возврата: Индия заинтересована в закупке и производстве до 60 единиц Су-57 для своих ВВС и на экспорт.
Но возникает вопрос: надо ли России такое партнерство? Индия уже неплохо зарабатывает на российской нефти, а тут еще и самолеты. Не многовато ли? Ситуация становится еще более сложной, когда мы понимаем, что российские самолеты не так доступны на международном рынке, и основными клиентами остаются только те страны, которые не боятся санкций США: такие как Алжир, Китай, и, конечно, Индия.
У России, конечно, есть несколько заводов, но мощностей для выполнения больших заказов становится все меньше. Например, на Иркутском заводе собираются Су-30, на Новосибирском — Су-34, а на Комсомольско м-на-Амуре производят Су-35 и Су-57. Но ресурсы ограничены. Рано или поздно придется учесть износ самолетов, особенно в условиях современных боевых действий.
Мы видим, что Су-35 уже активно используется в конфликтах, тогда как возможности Су-57, несмотря на его преимущества, все еще в процессе отработки. Возможно, стоит взглянуть на Индийские заводы, такие как HAL, которая насчитывает 16 заводов, и рассмотреть их как площадку для совместного производства.
Демографическая ситуация в Индии сейчас куда более мощная, чем в Китае. С численностью населения в 1,42 миллиарда человек и молодым населением (в среднем 28 лет) индийцы могут предоставить необходимую рабочую силу, необходимую для обеспечения авиационного производства. Приведенные обстоятельства заставляют задуматься и надеяться на хорошую кооперацию.
В лице Индии мы имеем наглядный пример того, как можно адаптировать истребитель. Индийская сторона предлагает изменить конфигурацию Су-57, чтобы сделать его двухместным, что поможет решить проблемы управления, особенно в сложных ситуациях. Индийцы имеют интерес в том, чтобы сделать самолет многофункциональным: истребителем, бомбардировщиком и ракетным носителем одновременно, что особенно интересно, поскольку у ВВС Индии уже есть системы «БраМос».
Также стоит отметить, что индийская сторона выражает интерес ко всем новым ракетным технологиям, разрабатываемым их инженерами. Ракета «Астра» третьего поколения уже доказала свою эффективность и потенциальную дальность, сопоставимую с AMRAAM.
Технические особенности нового Су-57 будут также подвержены индийским изменениям: перезагрузка радара, возможно, именно это добавит что-то новое в ожидаемые боевые качества.
Пока идут обсужде ния о возможном производстве Су-57 в Индии, стоит спросить, насколько такая сделка интересна России. Несмотря на некоторые сомнения, потенциал успешного сотрудничества все же остается. Индия заинтересована в обновлении своих ВВС, а Россия, в свою очередь, может получить дополнительную базу для производства и поставок. Главное – чтобы инициативы не забуксовали на стадии реализации...
Итак, будем следить за развитием ситуации с надеждой на то, что российские возможности и индийская инициатива помогут создать нечто действительно великое в сфере авиационных технологий!
Комментарии 0