Мир авиации всегда был полон новинок и неожиданных решений, а последние события в Китае добавили жару в эту увлекательную тему. 😲
Спустя всего несколько дней после публикации первых кадров пилотируемого конвертоплана нового поколения, в сети появились фотографии перспективного китайского многоцелевого вертолета! 🛩️ А началось всё это 21 августа 2025 года, когда снимки, впервые увидевшие свет на платформе X, всколыхнули интернет, однако судя по всему, они были изначально загружены в популярн ую китайскую соцсеть Weibo ещё 23 апреля.
На первый взгляд, этот вертолет сочетает в себе необычные элементы. В отличие от традиционных моделей, он выполнен по комбинированной схеме, а именно — оснащён двумя соосными несущими винтами, которые вращаются в противоположных направлениях, и одним толкающим винтом, расположенным в хвостовой части. 🤔
Как комментируют эксперты, такие как Андреас Рупрехт и Рик Джо, данное устройство можно рассматривать как демонстрационный образец. Джо сравнил его с конвертопланом, который также был представлен ранее, отмечая, что оба этих аппарата могут стать основой для будущих вертолетов нового поколения, что вполне соответствует концепции американской программы Future Vertical Lift (FVL).
Кроме того, Джо добавляет, что вертолет, вероятно, будет разработан компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG) — дочерней структурой Aviation Industry Corporation of China (AVIC). Но по незаслуженно устаревшим данным, конвертоплан на самом деле будет воплощён в жизнь другой компанией — Hafei Aviation Industry, входящей в состав Harbin Aircraft Industry Group (HAIG).
Форма вертолета крайне аэродинамична, что предполагает его оптимизацию для достижения высоких скоростей. Он имеет два четырехлопастных соосных несущих винта и толкающий винт в интерьер самолета, который установлен за стабилизаторами и нижним хвостовым килем, что также помогает грамотно разместить хвостовое колесо. В дополнение, основные стойки шасси, похоже, убираются с помощью поворотного механизма, расположенного за кабиной. 😏
На правом борту видно выступ, который начинается у мачты несущих винтов и заканчивается около выхлопных патрубков двигателя. Несмотря на низкое качество изображения, пока неясно, есть ли продолжение обитаемой части кабины за основными стойками шасси и под несущими винтами.
Не стоит забывать и об американском аналоге — S-97 Raider. В этом году журналисты из The Aviationist побывали в Центре разработки и гидропрактики компании Sikorsky, где им представили этот впечатляющий прототип. Как и у его китайского собрата, у S-97 также имеются два соосных несущих винта и один толкающий винт в хвостовой части. 🦅
Разработка S-97 началась ещё в 2005 году, и за 20 лет работы на улучшением дизайна и реализации концепта Advancing Blade, который был разработан в 70-х годах, результат получился впечатляющим! Этот вертолет предназначен для выполнения разведывательных задач и потенциально может стать заменой устаревшим OH-58D Kiowa Warrior, которые используются в войсках.
В кабине могут с комфортом разместиться два пилота, а фюзеляж выполнен из композитных материалов. Это позволяет не только снизить массу, но и уменьшить радиолокационную заметность. На данный момент S-97 имеет мощный двигатель General Electric YT706, который развивает 2600 л.с., а пространство в задней части кабины можно использовать для хранения вооружения и дополнительных баков с топливом. 🔥
Что интересно, в боевой конфигурации этот вертолет может разместить до шести десантников. По сравнению с аналогичными моделями, он обладает высокими маневренными характеристиками, улучшенной крейсерской скоростью и возможностью работы на больших высотах, а максимальная скорость в ходе испытаний достигала внушительных 220 узлов (407 км/ч) с перспективой до 444 км/ч!
Данная концепция вертолетов, по сути, меняет все традиционные взгляды на авиацию. Джо, упоминая старые технические проблемы, говорит, что их решение заняло время, но в итоге результат стоил всех усилий!
Согласно программе Future Vertical Lift (FVL), конвертоплан и многоцелевой вертолет претендуют на места в качестве перспективных штурмовиков нового поколения (FLRAA). Они могли бы заменить устаревшие вертолеты UH-60 Black Hawk. Однако ни одна компания не сообщала о своих планах для вертолетов следующего поколения.
Тем не менее, появление таких моделй вскоре сократит разрыв между технологическим уровнем Китая и остального мира. 😊
Среди многочисленных плюсов, на которые можно обратить внимание, можно выделить увеличенные дальность и скорость их вылетов, что в свою очередь улучшит возможности перемещения войск и доставки грузов на большие расстояния, значительно упростив военные операц ии.
На сегодняшний день Китай, похоже, не испытывает срочной необходимости в использовании многоцелевого вертолета для переброски войск, в том числе, учитывая множество его островов. ⚓ Но с расширением операций ВМС НОАК в открытом море, объективная оценка новейших технологий может стать сигналом того, что будущее, возможно, уже не так далеко, как когда-то казалось.
Комментари и 0