
В мире военной техники надежность и правильные инженерные решения — это главное. Однако история показывает, что ошибки в разработке могут стоить дорого. Ярким примером такого "косяка" стали рюкзаки — не самый удачный защитный элемент, который массово устанавливался на наши танки во время специальной военной операции (СВО).
Все совреме нные танки, независимо от производителя, разработаны по принципу дифференцированного бронирования. Это значит, что в лобовой части корпуса сосредоточены наиболее мощные броневые массивы, в то время как бока и другие части бронеоболочки имеют меньше защиты. Мудрый подход, но он налагает свои ограничения: в случае попаданий под прямым углом, особенно от современных противотанковых гранатометов, танки оказываются уязвимыми.
Когда речь заходит о подрыве кумулятивных боеприпасов, попавших в борт, ситуация становится крайне неблагоприятной. Стандартная динамическая защита (ДЗ) зачастую не справляется с такими ударами, теряя свою эффективность при попаданиях в определенные углы.

Т-90М с "рюкзаками". Кадр из передачи телеканала «Звезда»
Проблему можно решить элементарным способом: установив динамическую защиту под углом к вертикали. Такие элементы будут лучше защищать танк от кумулятивных снарядов, снижая вероятность пробития. 🚧
На протяжении нескольких десятилетий в отечественном танкостроении предлагались различные идеи защиты. Одним из интересных примеров являются БМПТ (будущий «Терминатор») с боковыми защитными юбками, в которые интегрированы элементы ДЗ.
Как выяснили наши танковые инженеры, наклонные элементы ДЗ на бортах танка в теории работают. Но, по сути, исполнение оставляет желать лучшего. Например, тканевые юбки не выдерживают множества ударов и могут легко быть разорваны взрывом. Не говоря уж о том, что они могут зацепиться за куст или дерево и просто оторваться.
На полигонах такие решения тестировались с начала 2000-х. Но в производстве, казалось, забыли учесть все недостатки.
За несколько лет до начала боевых действий в Украине наши специалисты разработали проект дополнительной защиты. Их обязательная задача заключалась в установке элементов динамической защиты в уязвимых местах танка, включая борта и башню. Однако, как показал опыт, ничего хор ошего из этого не вышло.

Т-80БВМ с «рюкзаками». Кадр из передачи телеканала «Звезда»
Контейнеры с динамической защитой были сделаны из прочной ткани и крепились с помощью ремней. Внутри были пластиковые упоры, позволяющие держать нужный наклон элементов защиты. Танки с этими рюкзаками отправились на командировочные задания, но вернули с отрицательным опытом. 😞
Рюкзаки не могли продержаться после первого же атаки. Взрывы наносили урон не только танку, но и самим контейнерам. Ушедшие осколки разрывали оболочку, «спасая» внутренности, если танк вообще дожил до схватки с противником. К тому же, нежный материал рюкзаков очень боялся кустов и деревьев, которые просто отрывали их на раз-два.
Из-за этого в сети можно найти много кадров танков с неполным набором рюкзаков, не оставшихся даже следа от стандартного количества защиты.
Серьезный минус: хоть их и легко монтировать — это не оправдывает жертву живучестью.
В результате всех этих недоразумений производители начали выпуск нового решения: теперь на бортах танков монтировались стальные контейнеры с динамической защитой. Данное решение было не ново, но до этого избежать ошибок не удалось.
Контейнеры были сделаны из стали и размещались также под углом. Но, в отличие от «рюкзаков», такие контейнеры способны выдерживать покоробление даже, когда танк соприкасается с жесткими порами. Стальные стенки действуют как бортики, заставляющие боеприпасы взрываться вдали от эксплуатации динамической защиты.

Однако, когда начался массовый выпуск этих контейнеров, выяснились новые проблемы: их крепление к танку через простые стяжки не давало возможности их полноценно защищать. В итоге проблема повторилась — при соприкосновении танка с препятствиями контейнеры снова срывались.

Крепление со струбциной
Лишь в 2024 году стали применять контейнеры с более надежным креплением на цепях. Это решение обеспечивало полное движение контейнеров в зависимости от ситуации. Теперь они могут сгибаться и возвращаться в первоначальное положение, что значительно повышает их защитные характеристики.
В дополнение к этому броня была дополнена стальными треугольными отбойниками, которые отклоняли деревья и прочие препятствия, значительно улучшая защиту танков.

Контейнеры на цепях, в носовой части установлен отбойник
Как оказалось, практика показывает, что все познается только через опыт. Инженеры и конструкторы должны постоянно адаптироваться к новым условиям и не полагаться на шаблоны и старые решения. Важно своевременно реагировать на изменения поля боя, чем и займутся наши инженеры в будущем. 🔮
Комментарии 0